Важно

  •  

Sunday, October 17, 2010

«Новые бедные» Америки: крах мечты о среднем классе


Идеология, которая приучила миллионы людей к роскошному образу жизни при низкой заработной плате и дешевым кредитам, потерпела крах. Но кто же скажет им об этом?

Ниже есть продолжение.


Люди стоят кучками на парковочной площадке в Атланте, прячась в тени деревьев, ведь температура достигает 90 градусов по Фаренгейту (32°С). Все они принадлежат к самому низкому слою так называемого «среднего класса» Америки. Они не отрывают взгляда от фургонов, отъезжающих от магазина строительных товаров. Когда один из них въезжает на стоянку, группа из 15–20 мужчин подбегает к окошку водителя, и начинаются переговоры. Счастливчик, которого наняли, запрыгивает в кабину, захватив с собой сумку с инструментами — он получил неквалифицированную работу на строительстве за 10 долларов в час наличными.

Однако даже среди этих людей существует внутреннее деление на группы. Латиноамериканцы недавно приехали в США — они в большинстве своем молоды. Исхудалые и мрачные афроамериканцы выглядят постарше. «Они нанимают только мексиканцев», — говорит один из них и окидывает меня тяжелым взглядом, когда я осведомляюсь о причине подобного предпочтения.

Посетив благотворительный центр занятости Goodwill в Атланте, вы можете встретить безработных, принадлежащих к следующей по очереди категории среднего класса — бывших клерков юридических компаний, секретарей бухгалтерских фирм, компьютерщиков. Все типы людей, стремившихся сделать карьеру, собрались здесь. Сегодня их объединяет одно: многие из них сидят без работы уже месяцы, а кто — и годы.

Отправляйтесь в чистенький район, где живет этот якобы средний класс, и на каждую пару улиц вы обязательно найдете лужайку с нескошенной травой — это указывает на то, что дом отобрали за неуплату. Даже те, кто умудрился остаться здесь, знают, что их судьба висит на волоске. Хуан и Кениода Пуллен (Juan and Kenyoda Pullen) снимают здесь жилье с тех пор, как их дом отобрали за долги. Иногда у них нет денег, чтобы заплатить арендную плату. После потери работы — почтальона и банковского клерка — их совокупный доход упал с 75 тыс. до 14 тыс. долларов в год.

Вы все еще считаете, что принадлежите к среднему классу, спрашиваю я этих людей. Да, они так считают, хотя признаются, что «на самом деле, не знают, кого сегодня можно к этому классу отнести». Американский «средний класс» всегда был идеологическим понятием, своего рода отражением мечты. Для афроамериканцев и мексиканцев, ищущих на парковке случайную работу, эта мечта является тем, что всех их объединяет, ведь они предпочитают зарабатывать, а не жить на пособие. Они считают себя предпринимателями, и готовы бороться с экономическими препятствиями вплоть до самоуничижения, чтобы только, не дай бог, не признать обратное.

Между тем, американский средний класс исчезает. Стиль жизни, который они поддерживали в течение 30 лет, влезая в новые долги, постепенно уходит в прошлое по мере того, как высыхает ручеек кредитов. Остается вопрос, выходящий, собственно, за рамки кризиса: а вернется ли все когда-нибудь на круги своя?

Судя по цифрам, опубликованным Бюро переписи США, жизнь станет тяжелой. В реальном исчислении средние доходы населения сегодня ниже, чем в 1999 году. Средний показатель доходов, остававшийся неизменным в течение десяти лет, упал на 4,2%, как только наступил кризис. С декабря 2007 года более шести миллионов американцев оказались за чертой бедности.

Сегодня до миллионов людей начинает доходить, что термин «средний класс», возможно, является ошибочным. Однако понятие «рабочий класс» также не подходит, ведь в США оно означает людей, чья жизнь связана с активной профсоюзной деятельностью, или болельщиков самых «бесшабашных» бейсбольных команд, а не является социологической категорией.

Это неожиданное падение уровня жизни приведет к серьезным экономическим и психологическим последствиям, которые еще долго будут давать о себе знать после окончания кризиса. Начиная с 1980-х годов именно покупательная способность получающих заработную плату работников стимулировала экономический подъема США, а потребитель, в свою очередь, являлся двигателем роста мировой экономики.

Чтобы вернуть все на круги своя, Америке придется изыскать способ создания 9 млн. рабочих мест, ликвидировать пробел в области располагаемых доходов населения и вновь включить в систему личного кредитования миллионы людей, которых исключили из нее. Если смотреть с этой точки зрения, можно считать, что политика налогово-бюджетного стимулирования, проводимая Обамой, провалилась.

Кредитная система, породившая кризис, сегодня усугубляет агонию. Бойко идет торговля в магазинах, продающих товары «в кредит до получки» — их неоновые вывески бесстыдно сверкают на фоне улиц, где большинство торговых заведений закрыто. Не менее цинично поступают бюро кредитных историй. Хуан Пуллен рассказал мне, что на самом деле ему отказали в приеме на работу потому, что работодатель проверил его кредитную историю. «Они думают, что по кредитной истории можно судить о личности: плохая кредитная история — плохой человек», — пожимает плечами безработный. Целое поколение оказалось выброшенным из жизни, не имея возможности ни заработать, ни занять денег.

Между тем, некоторые штаты включились в гонку, которая может плохо закончиться — они снижают пособия по безработице и местные налоги, а также ужесточают трудовое законодательство, чтобы привлечь инвесторов. Компании, некогда платившие своим сотрудникам высокую заработную плату, закрываются и переезжают в города с самой низкой стоимостью рабочей силы. Из-за приезда низкооплачиваемых иммигрантов из стран Латинской Америки структура населения в этих штатах быстро меняется, даже несмотря на протесты правых политиков, которые выступают в защиту экономики.

В результате районы так называемого «солнечного пояса» [южные штаты США], которые в 1970-х годах политтехнолог республиканской партии Кевин Филипс (Kevin Phillips) охарактеризовал как оплот консерватизма, сегодня выглядят самыми неблагоприятными для жизни в Америке. Доходы на юге в среднем на $8 тыс. ниже, чем на северо-востоке, а процентная доля бедных в общем населении этих штатов выше. Не лучше там обстоит дело и с расовой и религиозной напряженностью.

Во время промежуточных выборов политики обещали «кое-что» сделать для среднего класса. Самое лучшее, что они могут сделать — это сказать людям правду: американцы жили, как средний класс, на зарплату рабочего класса, затыкая бреши кредитами. Теперь игра закончилась.

В свободном рыночном обществе средний класс всегда является меньшинством. Если вход на вашу улицу закрыт воротами, на которых висит камера слежения, тогда да, вы принадлежите к среднему классу. Дети настоящего представителя среднего класса учатся в колледже, а не получают образование по Интернету. Семья, принадлежащая к среднему классу, не экономит на еде и никогда не позволит, чтобы ее машину задержали в автомастерской из-за неоплаченных счетов.

Даже в Америке, если вы стоите на 32-градусной жаре и ожидаете своего шанса получить поденную работу вместе с 30 такими же бедолагами, то представителем среднего класса является человек в фургоне, подзывающий вас пальцем, а никак не вы.

http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/novye_bednye_ameriki_krah_mechty_o_srednem_klasse/

No comments:

Post a Comment